Педагогический дизайн учебных материалов

Модератор: Yudina

Сообщение
Автор
Yudina
Сотрудник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 28 фев 2006 12:39

Педагогический дизайн учебных материалов

#1 Сообщение Yudina » 23 май 2007 15:29

Уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать Вас на нашем форуме!
Развитие современных ИКТ-технологий отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения. У современного учителя все чаще возникает потребность в создании собственных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Какие требования к ним предъявляются? Что должен учитывать педагог при разработке таких современных образовательных продуктов? Приглашаем вас поразмышлять над этими и другими вопросами.
Прежде чем приступить к обсуждению, предлагаю познакомиться с фрагментом эссе "Обучение как передача знаний. Техно-философское задание к размышлению" Лаврова О.
"Задачи сегодняшнего учителя. Срочно и быстро начинать систематизировать, структурировать, обновлять учебный материал и его дидактическую оснастку. Сжимать без потери контента, оцифровывать, оранжировать другими медиа. Затем, медленно изучать материал на предмет – дозирования и последовательности подачи. Далее, еще медленнее, проанализировать материал оперируя связками – «общее-частное», «часть –целое», «причина – следствие», «термин – определение», «объект – свойства», «объекты – процессы», «от простого – к сложному» и нет ли использования, оперирования понятиями, которые еще не определены, не дефинированы. Корректируйте… Окружите материал «деятельностной частью» и как можно большим количеством вопросов «почему». После этого, отдайте все это на «восприятие» другу, брату, мужу, дочери. Затем, выслушайте их и внесите изменения. Через неделю, во время которой к вам будут приходить мысли и которые вы записываете, еще раз прочитайте материал и внесите дополнения. Если вы сами довольны, то можно идти на урок или размещать, постировать материал в Интернете."
А что думаете Вы?
Последний раз редактировалось Yudina 24 май 2007 22:15, всего редактировалось 6 раз.
Проректор по информатизации
Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования

Yudina
Сотрудник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 28 фев 2006 12:39

#2 Сообщение Yudina » 23 май 2007 16:04

Немного теории.
Термин "педагогический дизайн" в англоязычном варианте звучит как "instruсtional design", т.е. разработка модели, схемы, инструкций по обучению. В настоящее время дискутируется вопрос, что этот термин нужно срочно менять, так как в личностно-ориентированном обучении учащихся нельзя загонять в рамки инструкций, выстроенных преподавателем, ограничивая свободу учащихся и подрывая тем самым основу обучения. Наиболее удачный вариант для замены - это "learning activities design", т.е. дизайн учебной деятельности учащихся.
Педагогический дизайн - это область, в рамках котрой предписываются конкретные педагогические действия для достижения желаемых педагогических результатов; процесс принятия решений о наилучших педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыков с учетом содержания курса и целевой аудитории.
Педагогический дизайн - целенаправленный процесс построения педагогических систем, т.е. педагогический дизайн представляет собой неотъемлемую часть любой педагогической технологии, являясь тем самым процедурным и технологичным механизмом, благодаря которому эта педагогическая технология доходит до ее реального применения на практике, т.е в учебном процессе.
А.Ю. Уваров выделяет четыре уровня педагогического дизайна:
Уровень 1: уровень системы курсов.
Уровень 2: уровень "урока" - урок в данном контексте означает педагогический этап, необходимый для решения одной задачи, а не фиксированный период времени в учебном расписании.
Уровень 3: уровень "педагогического события" - термин "событие" используется для обозначения одного из конкретных действий, которые необходимо осуществить для эффективного обучения в рамках четко описанной задачи.
Уровень 4: уровень "учебного шага" означает детальное планирование отдельного "педагогического события" как совокупности шагов.
На всех четырех уровнях долджны быть определены:
- желаемые результаты,
- исходные ресурсы - содержание этапа, описание контингента обучаемых, информационное наполнение,
- условия обучения (учебная среда и препятствия).
В результате анализа специалист по педагогическому дизайну должен получить ответы на следующие важные вопросы:
- когда (последовательность событий, котроые должны произойти),
- как (используемые стратегии, методы и тактика),
- кто (структура и состав групп),
- насколько хорошо (необходимые механизмы контроля).
Источник: Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.: Издательский дом "Камерон", 2004.
Проректор по информатизации
Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования

Inna Ageeva
Сотрудник
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 28 фев 2006 13:57
Контактная информация:

Что должен учитывать педагог при разработке ЦОР?

#3 Сообщение Inna Ageeva » 24 май 2007 14:59

Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмысливать и применять полученную информацию. Для этого недостаточно наличия в системе только учителя и учебника, отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности: различные источники информации, различные взгляды на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Сегодня это становится возможным благодаря применению в образовательном процессе ИКТ.
ИКТ предоставляют новые возможности доступа к знаниям и их совместного использования. Новые средства информации: CD, DVD, флеш-накопители, онлайновые мобильные средства информации и т.д., новые способы организации информации – тексты, изображения, звуки, гиперсвязи, гипермедиа, веб-страницы и т.д. позволяют не только сохранять и распространять знания, но и изменяют его.
Как только текст, рисунки, фотографии, клипы, звуки, голоса, музыка, становятся оцифрованными, они могут передаваться и обрабатываться компьютером. Слияние различных технологий обработки информации приводит к концепции мультимедиа.
Какие изменения влечет за собой применение компьютера и мультимедиа в обучении?
Очевидные достоинства использования мультимеда:
- усиление наглядности;
- возможность многократно повторить одно и то же содержание;
- визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях;
- привлечение различных каналов восприятия, для лучшего усвоения учебной информации;
- быстрая и объективная оценка результатов.
В школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.
Следовательно, одна из задач педагога - это создание мультимедийого портфеля (цифрового образовательного портфеля) по преподаваемой предметной области, в который войдёт недостающий дидактический материал к урокам (репродукции, анимации, тестовые материалы и т.д.).
Следующая задача – тщательная разработка сценария урока с использованием мультимедиа. Очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными.
На этапе разработки сценария урока необходимо помнить о санитарно-гигиенических нормах использования компьютера на уроке для разных возрастных групп и эргономических требованиях к представлению учебной информации.

Предлагаю коллегам ознакомиться с "Методическими рекомендациями по комплексной оценке качества информационных образовательных ресурсов" http://humanities.edu.ru/db/msg/74844
Преподаватель кафедры ОИСиТ ПК ИРО.

Lara
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 дек 2006 14:36

#4 Сообщение Lara » 28 май 2007 15:47

Я думаю, что сегодня многие учителя пытаются использовать возможности компьютера для создания собственных учебных материалов. Только хочется понять о каких ЦОР идет речь? Скорее всего, учитель-предметник может разработать мультимедийную презентацию к уроку. Таких презентаций в Интернете можно встретить огромное количество, но о качестве часто говорить не приходится. Наверное, это происходит потому, что мы действительно не знаем основ пед. дизайна. Думаю, что в рамках форума получить какие-то конкретные советы по созданию электронных материалов к уроку трудновато, но обменяться ресурсами и мнениями возможно.
Меня очень интересует проблема разработки электронных учебных пособий по разным темам школьных предметов (подходы, основные приемы, требования). Такие пособия помогут ребятам работать самостоятельно и на уроке и дома (особенно ребятам, которые много уроков пропускают из-за болезни). Ведь учитель излагает методику работы с данной темой, предлагает последовательность заданий, работа над которыми поможет в полной мере усвоить учебную тему.
Однако, я понимаю, что простое изложение материала учебника в электронном виде неэффективно и неинтересно. Нужно знать, как минимум, психологические основы восприятия информации, представленной в электронном виде.
И еще, в разработке таких пособий могут принять участие и ребята, ведь чаще всего, они намного "продвинутее" своих учителей. И нам, взрослым в этом случае можно работать вместе с учениками и создавать интересные и полезные цифровые материалы.
Хотелось бы поискать ответы на эти вопросы.
С уважением, Андреева Лариса Викторовна.

Yudina
Сотрудник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 28 фев 2006 12:39

#5 Сообщение Yudina » 28 май 2007 22:03

Уважаемая Лариса Викторовна!
При разработке материалов, которые станут основой цифрового образовательного ресурса, особое внимание следует обратить, прежде всего, не на оформление и дизайн, а на создание, написание и структурирование содержания ресурса (контента).
Оформляя электронные материалы можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Наименования разделов, параграфов, выводы, аннотации – сжаты, кратки, информативны.
2. Все выводы, формулы, итоги выносятся наверх, до основного текста, чтобы читатель всегда выходил на «результаты», итоги т.е. то, что надо выучить и знать.
3. Материал должен быть структурирован, логичен, последователен. Это следует из предыдущего и определяет последующее. Ни одного нового термина без пояснения и определения.
4. Тексты должны быть лаконичны, не перенасыщены сложными терминами и сокращениями. Желательно, чтобы каждый завершенный фрагмент текста, размещаемый в электронном учебнике, не превышал трех-четырех страниц текстового редактора MS Word.
5. В учебных материалах не должно быть очень много ссылок, так как ученик может потерять ориентировку в тексте.
6. Соотношение графики и текста надо гармонизировать. Графика должна либо дополнять текст новым содержанием, либо заменять текст совсем, но не дублировать его. Соотношение графика/текст различно для различных курсов, примерное соотношение один к трем.
7. Если говорить о звуке (речь), то требования те же – дополнять, но не дублировать. Чаще всего используются «звуки» и для сигнализации критических событий (ошибок). Лучше остановиться на двух звуках – «Внимание, важно» и «Ошибка».
В основу предложенных рекомендаций легли материалы дистанционного мастер-класса "Основы проектирования учебного ресурса для интернет", автор Олег Александрович Лавров, руководитель ИТ отдела Учебного Центра SVS-L Koolituskeskus AS (Эстония).
Проректор по информатизации
Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования

Miroshnik
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 26 дек 2006 21:00

#6 Сообщение Miroshnik » 29 май 2007 16:57

Мирошник Любовь Викторовна, Спасский район
Приветствую всех участников форума!
Задача создания цифровых образовательных ресурсов сегодня встает перед каждым учителем. Использование карточек плакатов, лото, перфокарт и т. п. постепенно уступает место презентациями, печатным публикациям и программным продуктам, созданным с использованием компьютерных технологий. Это веление времени. И, как всегда, наше образование запаздывает с разработкой норм и обучением. Большая часть из нас (учителей) без всяких критериев ринулась осваивать технологии по своим собственным траекториям понимания назначения созданного продукта и его педагогического дизайна. Думаю, что это правильно. «Практика – критерий истины», а значит сотый «пирожок» может оказаться удачным. Как выпускница курсов программы Intel «Обучение для будущего», я вот уже два года принимаю участие в работе его семинаров и конкурсов. В ходе работы над проектами учителя непосредственно занимаются разработкой электронных ресурсов. И если в начале доминирующими были внешние эффекты в оформлении работ, то теперь большее внимание уделяется целесообразности и логической структуре представления материалов в том или ином электронном ресурсе. Для структурирования контента используются таблицы, диаграммы, выноски, динамические эффекты (если речь идет о презентации). И у многих моих коллег это неплохо получается. Создание электронных образовательных ресурсов – это процесс творческий, а его в рамки заключить очень трудно. Взять, к примеру, школьные учебники. Тоже ведь творческий продукт, но к ним существуют определенные требования (кстати, не всегда соблюдаемые издателями). Количество цветов, шрифт, наполнение графической информацией и др. параметры строго определены для каждой возрастной категории учащихся. Вырабатывались эти параметры годами, были неизменными, менялись. Видимо электронным ресурсам также предстоит пройти долгий путь проверки на соответствие требованиям и к содержанию, и к дизайну, и к педагогической целесообразности.

Yudina
Сотрудник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 28 фев 2006 12:39

#7 Сообщение Yudina » 29 май 2007 21:52

Любовь Викторовна! А вы лично придерживаетесь каких-то правил при создании, например, презентации к уроку. Если да, то на что прежде всего обращаете внимание? Могли бы сформулировать свои принципы создания электронного учебного материала (например, в презентационной программе)?
Проректор по информатизации
Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования

Miroshnik
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 26 дек 2006 21:00

#8 Сообщение Miroshnik » 29 май 2007 22:49

Мирошник Любовь Викторовна, Спасский район
Общие принципы, конечно же, есть. Не думаю, что они какие-то особенные. Прежде всего, это оптимальное соотношение содержания и эстетического оформления. Назначение оформления – заинтересовать, содержания – передать информацию в наиболее удобном для восприятия виде. Кстати, отбирать информацию для размещения на слайдах мне помогает опыт создания опорных конспектов, правда что-то такое напоминает? Дальше – никакой неопределенности. Как только слайд появляется сразу должно быть понятно, о чем он, т. е. наличие заголовков. Важным является расстановка акцентов на слайде – главное должно быть выделено. Необходимо учитывать категорию слушателей, которым представляется презентация. Для учащихся она не должна быть большой (по количеству слайдов), не должна быть монотонной при демонстрации, значит надо использовать какие-то раздражители (особые графические объекты, анимацию, звук,..), способные оптимизировать внимание.

Miroshnik
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 26 дек 2006 21:00

#9 Сообщение Miroshnik » 29 май 2007 23:08

Мирошник Любовь Викторовна, Спасский район
Инна Анатольевна, загляните на адрес http://method.volny.edu/data/pmii/pres/1.htm Это пособие «Конструирование презентаций» посвященное вопросам, связанным с разработкой информационной структуры и информационного дизайна мультимедийных презентаций. Автор Д. А. Шумаков. Можно найти много интересного. Может мы изобретаем велосипед?

Yudina
Сотрудник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 28 фев 2006 12:39

#10 Сообщение Yudina » 30 май 2007 10:15

Miroshnik писал(а): Может мы изобретаем велосипед?
Любовь Викторовна! Я с вами согласна, что разработано много рекомендаций по созданию перзентаций. Но речь идет немножечко о другом. Об учебном ресурсе, который создает учитель для ученика. И это не просто, "заурядная" презентация, а продукт, который будет помогать в освоении нового материала.
В распоряжении современного учителя появились современнейшие технические средства и технологии, которые, в идеале, и должны повлиять на улучшение качества образования.
С чем мы сталкиваемся чаще всего сегодня? Презентации, реже сайты. Очень часто содержащие невыразительную комбинацию текста, графики, анимации, не ориентированную на учебные цели.
Именно поэтому, мы и хотим обратить внимание на педагогический дизайн учебных материалов.
Проректор по информатизации
Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования

Людмила Николаевна
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 июн 2007 12:27
Откуда: Владивосток

#11 Сообщение Людмила Николаевна » 01 июн 2007 12:39

Добрый день всем участникам форума!
Често говоря, вопрос создания обучающих (или каких-либо других) презентаций для ученика меня не так волнует, как создание именно электронных учебных пособий. В частности, работая над учебником по курсу "Оператор ЭВМ" я столкнулась с тем, что довольно трудно соблюдать приемлемую глубину (не более 3 переходов до нужного материала) - слишком много хочется поместить, многое рассказать. Может быть, кто-то подскажет, как поступать в таком случае без ущерба для содержания?
С уважением, Людмила Николаевна

Taniana
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 31 май 2007 11:03

#12 Сообщение Taniana » 05 июн 2007 15:37

Yudina писал(а): В распоряжении современного учителя появились современнейшие технические средства и технологии, которые, в идеале, и должны повлиять на улучшение качества образования.
С чем мы сталкиваемся чаще всего сегодня? Презентации, реже сайты. Очень часто содержащие невыразительную комбинацию текста, графики, анимации, не ориентированную на учебные цели.
Добрый день, коллеги!

В настоящее время каждый учитель создает цифровые образовательные ресурсы для учеников. Но я не понимаю, откуда у хорошего учителя появляются презентации "не ориентированные на учебные цели".
Если учитель прекрасно работал с плакатами, карточками, опорными конспектами, то что поменялось, если опорный конспект стал презентацией, а серия плакатов - обучающей программой?
Я думаю, что у хорошего учителя на уроке материал всегда логичен и последователен и нет "ни одного нового термина без пояснения и определения" вне зависимости от формы подачи материала. Я соглашусь с Любовью Викторовной, что ЦОР должны пройти путь проверки на соответствие требованиям к дизайну, не всегда учителя правильно выбирают цвет, шрифт, графическую информацию, но содержание не может превратиться из последовательного и логичного в "невыразительную комбинацию текста, графики и анимации". Считаю, что тема заявлена правильно, именно "педагогический дизайн учебных материалов", а обсуждаем мы почему-то содержание учебного материала, что уже много раз обсуждалось, до появления ЦОР.

С уважением, Татьяна Валерьевна.

олеся
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 07 июн 2007 01:17
Откуда: спасск-дальний

#13 Сообщение олеся » 07 июн 2007 01:49

Доброй ночи!!!
:shock: Здравствуйте, все участники форума!
Знаете, расхожую шутку об учителях, использующих на уроках презентации, мол работают под фонограмму?!
:wink:
Шутка по-моему, обидная, так как хорошая презентация к уроку занимает несколько часов работы.
Я уже несколько лет использую свои презентации по некоторым разделам изучения предмета информатики, ведь это - удобно! наглядно, мобильно! и писать на доске ничего не надо!!!
Для себя выделила некоторые правила дизайна.
1. презентации к урокам по одной теме - имеют один фон, два (максимум 3) цвета шрифта (один основной, другие для рассмотрения примеров или практических заданий), и для выделения основных понятий, определений!
2. первый слайд - ну, естественно, тема урока, № урока в данном разделе, цель... которые дети формулируют сами (и она ...потом появляется....) - вот плюсы использования настроенной анимации в презентации.
3.презентация должна включать некоторые разобранные практические задания (можно дублировать работу с доской или самостоятельно, а потом сверять с решением на слайде)
4. наличие электронных конспектов к урокам дает возможность отсутствующим ученикам изучить материал самостоятельно!
5. ученики с удовольствием создают сами презентации к урокам (прямо самоуправление и активная деятельность учащихся!)
6. и в конце - домашнее задание. :lol:
отойдем от презентаций
а использование различных тестирующих оболочек на компьютере?! - забил вопросы, расставил правильные варианты ответов и все... - компьютер в выставлении оценки не ошибется!
Вот буквально вчера мои ученики (9 классы) - сдавали экзамен по географии в виде проектов по различным экономическим и географическим регионам нашей страны - это же все теперь можно использовать как дидактику на уроках географии! и детям интересно и учителям полезно!!! вот!

Yudina
Сотрудник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 28 фев 2006 12:39

#14 Сообщение Yudina » 07 июн 2007 09:28

Taniana писал(а): Считаю, что тема заявлена правильно, именно "педагогический дизайн учебных материалов", а обсуждаем мы почему-то содержание учебного материала, что уже много раз обсуждалось, до появления ЦОР.
С уважением, Татьяна Валерьевна.
Уважаемая Татьяна Валерьевна!
Практика говорит о том, что как правило, 80% учителей не имеют собственного материала, т.е. работают используя учебник, программы обучения, один-два задачника или пособия. И это вовсе не означает, что такой подход недопустим.
Вторая группа имеет собственные наработки в виде «кучи» из которой «по желанию» достают иногда что-то.
Третья группа учителей имеет более-менее организованный набор материалов для обучения.
Многократные попытки учителей второй группы систематизировать материал наталкиваются на неумение сделать это (сжатие, фокусирование, оформление, оранжировка графикой, перенос на машинные носители и т.д.), плюс «текучка», плюс «замены», плюс... «да ну его, потом». Годами «куча» бессистемно нарастает и перемещается «на антресоли».
Мы говорим о представлении материала в электронном виде, для его создания необходимо придерживаться основ педагогического дизайна. Предлагаемый учебный электронный материал должен быть "педагогическим", истинным во множестве смыслов этого слова.
Как материал будет встроен в обучающие технологии? Кто, когда и как будет или сможет его использовать? Без ответа на эти вопросы мы в результате можем получить все, что угодно (и может быть красивое), но это будет не учебный материал, а возможно информационный.
Педагогический дизайн предполагает, прежде всего, не требования к оформлению, а проектирование педагогического процесса, который будет положен в основу электронных учебных материалов. И не важно, какие программные среды будут для этого использоваться.
Последний раз редактировалось Yudina 07 июн 2007 12:47, всего редактировалось 1 раз.
Проректор по информатизации
Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования

Yudina
Сотрудник
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 28 фев 2006 12:39

#15 Сообщение Yudina » 07 июн 2007 09:41

олеся писал(а):Я уже несколько лет использую свои презентации по некоторым разделам изучения предмета информатики, ведь это - удобно! наглядно, мобильно! и писать на доске ничего не надо!!!
Для себя выделила некоторые правила дизайна.
Уважаемые коллеги! Хотелось бы, чтобы Вы, так же как Олеся, поделились своим опытом разработки учебных материалов, представленных в электронном виде. И откликнулись на вопрос: мы создаем ЦОР с целью продемонстрировать учебную информацию или организовать с помощью ЦОР учебный процесс? Какие вы испытываете при этом проблемы? Каких знаний Вам не достает? Может быть стоит провести дистанционный мастер-класс или интернет-семинар в рамках которого мы вместе попробуем создать цифровой образовательный продукт, который будет отвечать требованиям педагогического дизайна?
Проректор по информатизации
Приморский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования

Ответить