"Воспитывать или обучать?"

Сообщение
Автор
Лариса
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 сен 2007 20:14

#61 Сообщение Лариса » 21 сен 2007 17:20

Добрый день, Ирина!
Добрый день всем участникам форума!
Честно и откровенно говоря – меня тоже не устраивает уравниловка при оплате труда за классное руководство. Выход? Сложный, но попробовать можно. Это вопросы аттестации учителей-предметников, являющихся и классными руководителями. Один из вопросов аттестации (на который мало кто обращает внимание, к сожалению) – реализация воспитательного потенциала урока, внеурочная работа, профессиональная компетентность в вопросах воспитания. Дать оценку данным направлениям в работе возможно только при анализе работы учителя-предметника как классного руководителя. Критерий оценки педагогов для аттестации на каждую категорию – прописаны. Вот и пускай оценивают педагоги свою работу сами и стараются сделать это объективно. Ваше дело (дело администрации) согласиться на аттестацию по запрашиваемой категории педагогам или нет, и обосновать своё несогласие в экспертной оценке. Кроме того, существуют отраслевые награды, для которых необходимо соответствующее портфолио педагога. Т.е. процесс оценки качества работы классного руководителя можно построить на реальных рычагах управления образовательным учреждением.


К вопросу о результатах воспитания. Сложный и непростой вопрос. Причем для всех. Сколько людей – столько и мнений, сколько специалистов – столько и рекомендаций. Чтобы я назвала результатом воспитания? Для меня результат воспитания – отношение к старикам. Ведь наши дети – это наша старость, что посеяли, то и пожнем. Именно эта мысль, по моему мнению, должна объединить и учителей, и родителей, и учеников, как будущих родителей, в вопросах воспитания. Нужно помнить: как аукнется, так и откликнется; поэтому, прежде, чем что-то сделать, семь раз отмерь, а один – отрежь и подумай, а что тебе за это будет.
Спасибо. С уважением ваша Л.В.

Фекла
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 17 сен 2007 19:01

#62 Сообщение Фекла » 21 сен 2007 17:42

Добрый вечер, Лариса Валерьевна! Спасибо за звонок, учебный год начался так стремительно, что не успеваешь за временем.
И все это в тему нашего разговора. Из личных наблюдений за 3 недели, и уже не первый год...
Со слезами радости на глазах и умилением встречаемся с детьми 1 сентября. Они (дети ) отдохнувшие, румяные, добрые, толерантные...
Мы (педагоги) отдохнувшие, в лучших нарядах, добрые, толерантные... Родители с надеждой в глазах смотрят то на нас, то на них ... Слава поздравления, слова обещания. И, что самое главное, все очень искренне! Я абсолютно без иронии.
Только вот через неделю, полторы совершенно другая ситуация : необоснованная агрессия, открытый протест, жалобы на учителей, одноклассников ...
Растолковываю для себя и коллег однозначно: дети не вошли в учебный процесс, не готовы к требованиям, утраченным за долгие каникулы.
Психиатры утверждают, что привычка вырабатывается за 45 суток. Может быть в первой четверти не ставить оценок?
Наверное это реально, если педсовет решит выставлять оценки за первую четверть после зачетов по темам, изученным в сентябре-октябре...
Есть еще одно решение. Я вновь возвращаюсь к роли семьи в школьной жизни. Я об этом настоятельно говорила на очном сетевом событии в Артеме. Одна мама (мальчик сейчас находится в местах лишения свободы за убийство) мне однажды сказала в сердцах :"Пока школы нет - нет и проблем". Вывод первый : для семьи школа - проблема. Другая мама, вернувшись из мест лишения свободы (ребенок в это время жил в детском доме) требует ответа от сына, который плохо учится : "Чем ты здесь три года занимался?" Вывод второй : родители переносят всю ответственность только на детей за все их неуспехи. Папа воспитывает двоих детей (мальчика и девочку ) один, мама их бросила. Степень волнения папы, когда он пришел к директору, колоссальная - это очевидно. Задаю вопрос, мои догадки подтверждаются : он с детства боится кабинета директора. Вывод третий : стереотипы мешают работе с родителями. Как их сломать? Рекомендаций не счесть, однако должно смениться не одно поколение, при условии, что потребность "сломать" не заменится
другой (А это может произойти при смене тенденции или руководителя). Список выводов можно продолжить.

Касьяненко Ольга
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 20 сен 2007 19:38

#63 Сообщение Касьяненко Ольга » 21 сен 2007 18:11

Фекла!
Вопрос взатмоотношения семьи и школы становится острее. В этом году это чувствуется сильнее. Что не устраивает родителей. Выход ребенка в школу - это выход всей семьи на всеобщее обозрение. Необходимость быть не хуже всех. А кому сейчас это по карману? (если речь в подготовке к школе с точки зрения финансовых затрат). А кому хочется чтобы его ребенка сравнивали по поведению, успеваемости? (если родитель не ханжа и реально оценивает своих детей)
Как сложно стало приглашать на беседу с родителями врачей, представителей правоохранительных органов? Косноязычие, высокомерие, чтение по бумажке, неумение просто рассказать родителям, порой неготовность ответить на вопросы и т.д. и т.п.
В прошлом году был "десант" медиков в школу по вопросу предупреждения наркомании. Знаете что! Лучшей лекции по видам наркотических средств, правилам их приготовления, хранения я не слышала. Пришлось прервать их выступления и попросить больше не проводить бесед.
Извините, снова не выдержала и стала говорить о том, что по вопросу воспитания школа в о д и н о ч е с т в е. "Помогают" все, только вот положительный результат спрашивают со школы. А где взять примеры? Жизненные, а не книжные.
Я много читаю умных книг. Но как же трудно применить то, что прочитано, в реальных условиях. Когда нужно не говорить, а действовать.
Очень плохо и то, что у большинства учителей крепка обида на власть, которая провозглашает "достойность" оплаты труда, а на деле ... Как же трудо. У нас осталось только одно - "давить" на сознательность.
Спасибо.

Аватара пользователя
Людмила Путинцева
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 14 май 2007 15:52

#64 Сообщение Людмила Путинцева » 21 сен 2007 18:32

Фекла - это замечательно! Но кому зачет ставить? Напишите хотя бы по электронной почте.

Уважаемые коллеги! По моему вы сошли на эмоции.
Все таки хочется вернуться к разговору о качестве воспитания, термин непривычный. Как вы его понимаете?

Вы говорите, что работу по воспитанию можно измерить отношениями. КАК? С помощью чего? Какими показателями? Чем классный руководитель может доказать продуктивность своей деятельности?

Фекла
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 17 сен 2007 19:01

#65 Сообщение Фекла » 21 сен 2007 18:38

Возвращаясь к проблеме воспитания в школе, ловлю себя каждый раз на мысли о том, что мы вновь встретились с поколением, до которых слова не доходят. Еще десяток лет назад мои выпускники приходили после уроков общаться, задавали разные хитрые вопросы и очень осмысленно воспринимали мои ответы. Говорили, что "дураки учатся на своих ошибках", а еще жаловались , что дома с ними не разговаривают и на вопросы не отвечают. А нынешние, подтверждением является собственный ребенок, говорят, что ничему не научишься, пока сам не попробуешь. Может и правда , за одного битого двух не битых дают. Тогда система воспитания в школе может сводиться к моделированию различных жизненных ситуаций, в которых можно сыграть желаемую роль (или ту, что выпадет по жребию) - русские народные игры тому пример. Во что играют современные дети? Есть ли специалисты, готовые организовать такую игротеку по запросу школы? Среди них есть психологи, психоаналитики? А может быть есть игры для родителей, где они играют в своих детей?

Фекла
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 17 сен 2007 19:01

#66 Сообщение Фекла » 21 сен 2007 18:51

Людмила Валерьевна, Фекла - Остапенко Е.Н. Почему Фекла, не знаю, так получилось. Эмоции - после рабочего дня, сейчас уже лучше. В принципе лучшим измерителем работы классного руководителя раньше являлись тарифно-квалификационные требования, которые должны были выполняться на 20%.Нынче, когда выплачиваеся доплата за выполнение функций классного руководителя, педагог руководствуется "Положением о классном руководителе", на основании которого зам. директора по УВР строит свой план контролей. При хорошем "Положении" что-то упустить очень сложно, а любой ребенок, особенно старших классов, в состоянии оценить высокий уровень профессионализма ( то есть, когда учитель точно знает и выполняет свои обязанности) и с большим уважением относятся к таким педагогам- это из бесед с выпускниками.

Аватара пользователя
Людмила Путинцева
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 14 май 2007 15:52

#67 Сообщение Людмила Путинцева » 21 сен 2007 19:04

Проявляю настойчивость :P

Коллеги, допустим я классный руководитель в вашей школе, вы хотите понять как я работаю, что бы предложили мне написать в справке о моей деятельности? Как понять достойна ли я доплаты?

Лариса
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 сен 2007 20:14

#68 Сообщение Лариса » 21 сен 2007 19:31

Добрый вечер, Фёкла!
Могу предположить, что так нервирует наших учеников и их родителей. Скорее всего, это ответственность, необходимость, рамки поведения, рамки условий и условностей учебно-воспитательного процесса и т.д. и т.п. Сужу по себе: терпеть не могу, когда меня в чём-то принуждают. НЕНАДО МЕНЯ ПРИНУЖДАТЬ НИ К ЧЕМУ!!! Я ВСЁ ЗНАЮ И СДЕЛАЮ САМА, УБЕРИТЕ РАМКИ!!! Вот моя сущность, при чём, не бунтую я лишь потому, что осознаю необходимость того, что я делаю, знаю, при каких условиях и с соблюдением каких условностей у меня это получится лучше всего, стараюсь со всей ответственностью относиться к делу, понимаю – в этой жизни всё зависит от меня. Понимают ли это наши родители, тем более ученики? Сомневаюсь. Как правило, они считают, что никому ничего они не должны, а должны все им, в частности – школа. И долг этот у школы с каждым годом растёт, прибавьте проценты и дивиденды. А ещё низкую, или вообще отсутствующую, ответственность за будущее своё и своего ребёнка, отсутствие мотивации (что совершенно парадоксально сводится к «накорми-напои-одень-обуй») к занятиям вопросами воспитания и обучения собственного же ребёнка, желание переложить всё на кого-нибудь другого (на государство, на школу, на учителей, на нас, т.е. родных), ведь проще всего за неудачу спросить с другого, а не с себя (Я ВЕДЬ ВСЁ СДЕЛАЛ, ЧТО ОТ МЕНЯ ЗАВИСЕЛО, А ВОТ ШКОЛА!!!). Вот так и получается, что за время каникул родители и дети, отвыкнув от условий и рамок, начинают бунтовать, не осознавая, что, переложив ответственность за будущее своего дитяти, а дети – за свое, соответственно, на чужих людей, они его просто теряют, получая взамен проблемы и одинокую старость с родными-чужими детьми. Ну а мы с вами получаем трудных родителей и неуправляемых детей. Грустно. Поэтому так в школе любят все праздники, дающие возможность почувствовать себя как на линейке 1 сентября – отдохнувшими и счастливыми, не задумывающимися, что после праздников настанут трудовые будни со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Л.В.

Людмила Валерьевна, приветствую Вас!
Попробую выступить в роли родителя (хотя считаю себя не самым образцовым школьным родителем). Итак, для начала я хотела бы просто с Вами поговорить "ни о чём", при этом заглянуть в глаза, есть ли в них живой огонёк? Не утратили ли Вы способность искренне смеяться, шутить, в том числе и над собой. Есть ли у Вас наполеоновские планы как провести время с детьми и где, и не утратили ли вы способность удивляться. Почему именно это меня бы заинтересовало? Наверное учитель сродни самому ребёнку, непосредственному, удивляющемуся и смеющему. Нельзя работать с детьми, если в тебе ничего не осталось от ребёнка, значит ты его, своего ученика, не сможешь понять, поддержать, поставить себя на его место и всё правильно оценить, или, хотябы, постараться это сделать. А ещё, я буду считать, сколько раз Вы похвалили, а сколько раз ругали моего ребёнка. И если ругали больше, чем хвалили, то пойду искать другого учителя. А если Вы намного больше его хвалите (а всегда найдется за что, даже за мелочь) я стану самым преданным Вашим родителем и союзником и ненужно мне совершенно читать, что Вы там написали в своей анкете, или как Вас мне кто-то представил.

Прочитала то, что написала и подумала, что есть всё-таки противоречия в человеческой сущности: с одной стороны - учитель, а с другой стороны - родитель. И как найти золотую середину? Как в фильме- истина где-то рядом Так где же она?
С уважением ваша Л. В.

Касьяненко Ольга
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 20 сен 2007 19:38

#69 Сообщение Касьяненко Ольга » 21 сен 2007 19:34

Чем классный руководитель может доказать продуктивность своей деятельности?
Какие показатели?
1. Как бы не был бы сформирован класс, классный руководитель так организует работу, что администрации нет необходимости вмешиваться в работу ни классного руководителя, ни учителей класса. Все решается классным руководителем. Он координатор. Он решает проблемы взаимоотношений и взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. У меня есть примеры двух таких классных руководителей. Классы сложные, но система работы классных руководителей предотвращает и успешно решает все вопросы. Конечно, если требуется помощь. мы включаемся, но это бывает очень редко.
2. Обучающиеся акимвны. Причем в разных школьных собитиях принимают участие разные дети. Это говорит о том, что классный руководитель умело помогает распределять обязанности среди детей, поощрять успешность ребенка.. Подбадривать в случае неудачи.
3. На заседании совета самоуправления дети из классов, где работу классного руководителя мы оцениваем как успешную, ребята умело могут анализировать свою деятельность, работу класса, всегда знают что готовится в школе, знают кто в классе присоединиться к работе.
4. Дважды в год школа выходит на природу. Проводим "Дни здоровья". Администрация присутствует. ЕЕ задача - оценить работу классных руководителей. Старшеклассники - организаторы конкурсов и соревнований. Насколько они подготовлены, как с ними общается классный руководитель Насколько они самостоятельны. Хорошо все видно.
Ребята основной школы проявляет свою готовность к общению. Мы оцениваем: воспитанность, знание мер безопасности, умение классного руководителя организовать деятельность детей, порядлок на бивуаке, соблюдение правил, установленных на время выхода на природу. гОТОВНОСТЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С ОДНОКЛАССНИКАМИ. Присутствие родителей - помощников классного руководителя. Если учитель говорит, что они ему не нужны - значит избегает контроля, сотрудничества с родителями. Это уже проверено мнокократно.
5. Практическое отсутствие пропусков без уважительных причин. В случае отсутствия ребенка налажено взаимное информирование.
6. Спокойное и уважительное общение с родителями. Отсутствие жалоб со стороны родителей. Если имеются разногласия, классный руководитель сводит обе стороны для решения вопросов.
7. Помимо родительских собраний, классный руководитель првоводит день открытых дверей. Он приглашает к себе родителей с детьми. Идет обсуждение вопросов, интересных обеим сторонам. Причем приглашаются все дети с родителями по-очереди. Всегда можно найти сильные и слабые стороны ребенка, если классный руководитель внимателен.
8. Уровень самообслуживания в классе.
Всего таких показателей у нас разработано 17.
Я не считаю этот вариант идеальным. Но результативность работы класса, а заначит и классного руководителя, можно проследить.
Спасибо.

Касьяненко Ольга
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 20 сен 2007 19:38

#70 Сообщение Касьяненко Ольга » 21 сен 2007 19:37

Я предложила бы вам написать характеристику вашего класса.
Спасибо.

Лариса
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 сен 2007 20:14

#71 Сообщение Лариса » 21 сен 2007 19:46

Вы правы, Людмила Валерьевна, эмоции задавили! Но какие эмоции! Очень даже положительные. Я думаю, что нам, как и нашим ученикам, очень не хватает общения, не хватает возможности высказаться, поделиться «наболевшим», а здесь – такая возможность. И потом – это от радости встречи, пусть даже и виртуальной. Думаю, что для нашего форума нам ещё пару деньков захватить можно. Как раз к концу четвёртого дня эмоции нас придушат окончательно и мы, наконец-то, начнём серьёзно-профессиональное общение друг с другом!
Ваша Л.В.

Аватара пользователя
Людмила Путинцева
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 14 май 2007 15:52

#72 Сообщение Людмила Путинцева » 21 сен 2007 19:52

Спасибо Ольга Леонардовна.
Лариса Владимировна, вы предложили интересный показатель, по моему мнению: посчитать сколько раз учитель хвалит и ругает детей.
У меня был опыт проведения анкетирования детей 5 - 7 классов целого города. Мы просили их закончить предложение "В школе меня хвалят за....." и "В школе меня ругают за..."
Получили интересные данные, дети затруднялись написать за что их хвалят, похвала была в основном в ответах девочек и чаще всего за хорошие ответы на уроках. А вот мальчишки "с удовольствием"!!! делились за что их ругают. Ответы были просто потрясающие.

Может быть нам (управленцам) нужно чаще хвалить учителей, классных руководителей и тогда будет больше похвалы в адрес детей...

Лариса
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 сен 2007 20:14

#73 Сообщение Лариса » 21 сен 2007 20:31

В журнале «Заместитель директора школы» прочитала статью Болотова «Становление общероссийской системы оценки качества образования». Под качеством образования он предлагает понимать интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В принципе, данная трактовка мне очень нравится. Скажу почему. Несколько лет назад, когда в г. Артёме зашёл разговор об оценке качества воспитательной работы, проведении мониторинга воспитанности учащихся, удовлетворённости образовательным процессом всех его участников, то городское методическое объединение зам. директоров по воспитательной работе, изучив кучу литературы, пришли к выводу, что говорить о качестве воспитательного процесса нельзя, если мы не связываем его с качеством процесса обучения, степенью удовлетворённости участников образовательного процесса, состоянием здоровья и его сохранности у детей и пед. состава и т.д., нельзя. Предлагаю некоторые (впрочем, вполне спорные, и не всегда истинные и неоспоримые) итоги нашей работы.
ТАБЛИЦА
«ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»
Характеристика качества воспитательного процесса на учебном занятии Показатели
1. Цели учебного занятия определены вместе с учащимися
2. Организованы действия всех учащихся по принятию целей учебного занятия
3. Соответствие содержания учебного материала образовательным целям учебного занятия
4. Методы и педагогические техники обеспечили:
- мотивацию деятельности учащихся;
- сотрудничество учителя и учащихся;
- систематическую положительную и отрицательную обратную связь
5. Формы учебно-познавательной деятельности учащихся обеспечили:
- сотрудничество учащихся;
- сотрудничество учителя и учащихся;
- включение каждого ученика в активную деятельность по достижению образовательных целей
6. Соответствие методов обучения и педагогических техник:
- содержанию учебного материала;
- образовательным целям учебного занятия
7. Фрмы организации учебно-познавательной деятельности отобраны в соответствии :
- с методами обучения;
- с содержанием учебного материала;
- с образовательными целями учебного занятия
8. Уровень достижения образовательных целей учебного занятия:
- целей, ориентированных на содействие раскрытию потенциала ученика, его реализации и раскрытия;
- предметных целей

ТАБЛИЦА
«Мониторинг качества образования в школе»
(продуктивность образовательного процесса)

№ п/п
Показатели продуктивности
Индикаторы оценки продуктивности
Методы сбора информации
Периодичность сбора информации Форма представления информации

1.Здоровье учащихся
Состояние физического здоровья учащихся 1.Изучение результатов углублённого медицинского осмотра.
2.Изучение заболеваемости учащихся в течение учебного года.

1 раз в четверть Справка

2. Сформированность личностно – смысловой сферы учащихся
Познавательные интересы учащихся
Анкетирование 1 раз в год Справка

3. Сформированность ценностных отношений учащихся к окружающей действительности
Отношение учащихся к базовым ценностям
Анкетирование 1 раз в год Справка

4. Обученность школьников
1.Уровни усвоения знаний.
2.Системность знаний.
3.Действенность знаний.
4.Сформированность интеллектуальных умений.
5.Сформированность умений самоорганизации
6.Сформированность информационных умений.
7.Сформированность коммуникативных умений
Изучение результатов контрольных работ.
Изучение результатов выполнения учащимися диагностирующих заданий.
Стандартизированные методики.

Педагогическое наблюдение, диагностирующие задания.
Педагогическое наблюдение, диагностирующие задания.
Педагогическое наблюдение
3 раза в год
2 раза в год
1 раз в год
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
Таблица, справка
Справка
Справка
Справка
Справка
Справка

5.Обучаемость Способность к сотрудничеству Диагностирующие задания 1 раз в год Справка

6. Профессиональное самоопределение ученика Предпочитаемый вид деятельности (по Е.А.Климову) Стандартизированные методики
1 раз в год Справка

7.Удовлетворённость участников образовательного процесса 1.Удовлетворённость учителей, учащихся и их родителей содержанием и организацией ОП.
2.Напряженность учителей и учащихся
Анкетирование 1 раз в год
Анкетирование, стандартизированные методики 1 раз в год
Справка

Таблицы, по-моему, не получились, но информация, в общем, сохранилась, поэтому, если она будет ценна, или даст пищу к размышлению и Вы сможете представить что-то другое и вполне приемлемое – буду очень признательна.
Спасибо.Ваша Л. В.

Танюшка
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 05 фев 2008 14:24
Откуда: Арсеньев

#74 Сообщение Танюшка » 05 фев 2008 14:27

:oops: :lol: :o :twisted: :P
Танюшка

Inykina
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 мар 2008 09:41

#75 Сообщение Inykina » 14 мар 2008 10:20

Людмила Путинцева писал(а):Уважаемые коллеги! В рамках сетевых курсов повышения квалификации "Управление развитием образовательного учреждения: опыт ПНПО" приглашаем Вас принять участие в форуме, который состоится 15 мая.
Предлагаем для обсуждения следующие вопросы:
1.На чем основано отношение обучающихся к проводимой воспитательной работе?
2.Как строятся отношения между участниками воспитательного процесса?
3.Как организовать совместную деятельность участников воспитательного процесса?
4.Какими знаниями и умениями надо при этом обладать педагогам?
5.«Модель выпускника» - стандарт, зажатый рамками, или траектория развития и личностного роста ребенка?
6.Нужна ли оценка уровню воспитанности? Кто может компетентно его оценить?
7.Классный руководитель или классный воспитатель:
- это миссия?
- это роль?
- это функция?
- это должностная обязанность?
Я думаю,что быть классным руководителем это функция,роль,миссия,должностная обязанность, но главное призвание и желание им быть!

Ответить