Владение ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека. Мы живем в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно должны “переваривать” гигантские потоки информации. Таким образом, использование ИКТ сегодня – это не дань моде, а необходимость. Что же должен знать и уметь современный учитель в области ИКТ-технологий? Чему современный учитель должен научить своих учеников? Наконец, как определить ИКТ - компетентность учителя?
С 2006 года Федеральное Государственное Учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных телекоммуникаций» начал работу по созданию Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в области образования. Авторы проекта определили три понятия:
Компьютерная грамотность – совокупность навыков, знаний и умений, позволяющих человеку использовать объекты информационно-коммуникационных технологий (технику, программное обеспечение, средства коммуникации) в своей повседневной жизни.
ИКТ–компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (зна-ний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее (на основе определения этой компетенции А.В. Хуторским)
ИКТ–компетентность – деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей информационно-коммуникационными компетенциями, определяющие возможность личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе информационной деятельности, а также умение ориентироваться в организационной среде.
Новые "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ( от 14 августа 2009 г.) требуют от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями.
Для информационной поддержки авторы создали сайт «Система мониторинга и сертификации. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
http://www.icttest.edu.ru/. На этом сайте мы можем познакомиться с «Требованиями к уровню компьютерной грамотности», с «Требованиями к уровню ИКТ - компетентности учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования», с «Составляющими ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности учителя» и с «Составляющими ИКТ – компетентности в профессиональной деятельности административно-управленческого персонала образовательных учреждений».