Три дня напряженной, но увлекательной работы провели педагоги Чугуевского района на первом установочном семинаре Экологической школы, организованной сотрудниками Всемирного Фонда дикой природы (WWF) и ПК ИРО при финансовой поддержке WWF по согласованию с Управлением образования Чугуевского района.
Семинар проходил в школе им. А.А. Фадеева, замечательным коллективом которой были созданы комфортные условия для продуктивной работы семинара.
В первый день 36 педагогов погрузились в атмосферу командообразования: создавали символы своей команды, придумывали легенды, в процессе интерактивных игр распутывали «узел» экологических проблем, вникали в задачи экологического образования в условиях ФГОС, и, что не менее важно, обменивались эмоциями и знакомились друг с другом ближе.
Составленная в ходе совместной работы карта ценностей Чугуевского района выглядела и содержательно, и живописно: разнообразные формы рельефа, ландшафтов, лес, реки, г. Облачная, Национальный парк «Зов тигра», тигр амурский, женьшень, богатые недра, воздух, исток р. Уссури, краеведческий музей, источник нарзана, а также жители района.
Проектировочная часть семинара выявила широту поднимаемых педагогами экологических проблем своего района. На первое место педагоги ставят проблему незаконной вырубки леса, которая «тянет» за собой целый ряд других: сокращение биоразнообразия, обмеление рек, водную и ветровую эрозию. Не менее острыми педагоги сочли такие проблемы как отсутствие механизмов утилизации бытового и промышленного мусора, пожары, загрязнение земель химическими удобрениями, засорение рек, чрезмерная заготовка дикоросов, кислотные дожди. В качестве ключевой проблемы выступают сложившиеся стереотипы разрушительного отношения местного населения к природе.
Особый интерес вызвал у педагогов блок, посвященный проблемам сохранения биоразнообразия Дальнего Востока, Приморского края и активной природоохранной деятельности Всемирного Фонда дикой природы (WWF). Светлана Титова, координатор WWF по особо-охраняемым территориям, сделала обзор экологических проблем региона и показала возможности участия в просветительской и природоохранной деятельности школьников Чугуевского района. В ходе семинара педагоги познакомились с требованиями новых образовательных стандартов к исследовательской и проектной деятельности школьников, типологией исследовательских проектов, их структурой, механизмами формирования экологической культуры у школьников в условиях освоения лучшего социокультурного опыта природопользования.
Перед учителями выступила Борисова Елена Васильевна, учитель английского языка, руководитель детского клуба «Эдельвейс», поделившись богатым опытом работы в области экологического просвещения и воспитания: природоохранные акции, фестивали, привлечение внимания местного населения к экологическим проблемам. Работа в этой области ведется с 2002 года. Школьники, помимо просветительской работы с населением и сверстниками, высаживают саженцы сосны кедровой и ухаживают за ними. В районе есть еще несколько детских клубов – «Тигрята», «Кедрята» и др. Так, клуб «Живица», руководитель которого Анна Петровна Кмить, объединяет более 20 ребят, которые являются активными участниками и победителями краевых мероприятий «День тигра» и «День Земли», участвуют в изготовлении кормушек, собирают корм для лесных обитателей, а также занимаются прикладным творчеством с использованием природного материала.
Семинар завершился презентацией основных направлений, тематики и содержания рабочих проектов для школьников района. Педагоги представили более 20 вариантов школьных проектов различного характера (исследовательские, информационно-просветительские, творческие и др.), но путем рейтинга были выбраны и содержательно наполнены 8 практически направленных проектов: «Нет пожарам», «Чистый родник», «Оценка экологического состояния кедрово-широколиственных лесов окрестностей с. Чугуевка», «Снижение уровня браконьерства в Чугуевском районе», проект по созданию краткого электронного справочника «Краснокнижные виды Чугуевского района», проект «Зеленый рай» по озеленению пришкольной территории, «Лесной этикет», «Чистое село». Педагоги выразили желание вовлечь школьников района к доработке и реализации проектных идей в течение ближайшего времени, чтобы уже в сентябре этого года поделиться достигнутыми результатами в ПК ИРО на Фестивале детских исследовательских проектов и конференции для учителей-предметников «Естественно-научное и математическое образование в условиях освоения ФГОС: опыт, проблемы, стратегии».
В качестве наиболее значимых результатов семинара педагоги называют:
Уже в конце лета педагоги вновь соберутся на втором семинаре Экологической школы, чтобы познакомиться с разнообразными методами оценки природных сообществ в полевых условиях. Организаторы и участники семинара убеждены, что исследовательская и проектная деятельность – один из важнейших механизмов формирования у современных школьников чувства ответственности и заботы об окружающей среде.
Материал подготовили: организаторы семинара – Титова С.И., координатор по особо-охраняемым территориям WWF,
Меделян Е.В., заведующая кафедрой Естественно-математического образования ПК ИРО.
Фото Титовой С.И.