Версия сайта для слабовидящих

Приморский краевой институт развития образования

Тел. 8(423)241-43-77 (Приемная)
Тел. 8(423)261-15-39 (Учебный отдел)

Экологическая школа для учителей Чугуевского района

Три дня напряженной, но увлекательной работы провели педагоги Чугуевского района на первом установочном семинаре Экологической школы, организованной сотрудниками Всемирного Фонда дикой природы (WWF) и ПК ИРО при финансовой поддержке WWF по согласованию с Управлением образования Чугуевского района.

Семинар проходил в школе им. А.А. Фадеева, замечательным коллективом которой были созданы комфортные условия для продуктивной работы семинара.

В первый день 36 педагогов погрузились в атмосферу командообразования: создавали символы своей команды, придумывали легенды, в процессе интерактивных игр распутывали «узел» экологических проблем, вникали в задачи экологического образования в условиях ФГОС, и, что не менее важно, обменивались эмоциями и знакомились друг с другом ближе.

Составленная в ходе совместной работы карта ценностей Чугуевского района выглядела и содержательно, и живописно: разнообразные формы рельефа, ландшафтов, лес, реки, г. Облачная, Национальный парк «Зов тигра», тигр амурский, женьшень, богатые недра, воздух, исток р. Уссури, краеведческий музей, источник нарзана, а также жители района.

Проектировочная часть семинара выявила широту поднимаемых педагогами экологических проблем своего района. На первое место педагоги ставят проблему незаконной вырубки леса, которая «тянет» за собой целый ряд других: сокращение биоразнообразия, обмеление рек, водную и ветровую эрозию. Не менее острыми педагоги сочли такие проблемы как отсутствие механизмов утилизации бытового и промышленного мусора, пожары, загрязнение земель химическими удобрениями, засорение рек, чрезмерная заготовка дикоросов, кислотные дожди. В качестве ключевой проблемы выступают сложившиеся стереотипы разрушительного отношения местного населения к природе.

Особый интерес вызвал у педагогов блок, посвященный проблемам сохранения биоразнообразия Дальнего Востока, Приморского края и активной природоохранной деятельности Всемирного Фонда дикой природы (WWF). Светлана Титова, координатор WWF по особо-охраняемым территориям, сделала обзор экологических проблем региона и показала возможности участия в просветительской и природоохранной деятельности школьников Чугуевского района. В ходе семинара педагоги познакомились с требованиями новых образовательных стандартов к исследовательской и проектной деятельности школьников, типологией исследовательских проектов, их структурой, механизмами формирования экологической культуры у школьников в условиях освоения лучшего социокультурного опыта природопользования.

Перед учителями выступила Борисова Елена Васильевна, учитель английского языка, руководитель детского клуба «Эдельвейс», поделившись богатым опытом работы в области экологического просвещения и воспитания: природоохранные акции, фестивали, привлечение внимания местного населения к экологическим проблемам. Работа в этой области ведется с 2002 года. Школьники, помимо просветительской работы с населением и сверстниками, высаживают саженцы сосны кедровой и ухаживают за ними. В районе есть еще несколько детских клубов – «Тигрята», «Кедрята» и др. Так, клуб «Живица», руководитель которого Анна Петровна Кмить, объединяет более 20 ребят, которые являются активными участниками и победителями краевых мероприятий «День тигра» и «День Земли», участвуют в изготовлении кормушек, собирают корм для лесных обитателей, а также занимаются прикладным творчеством с использованием природного материала.

Семинар завершился презентацией основных направлений, тематики и содержания рабочих проектов для школьников района. Педагоги представили более 20 вариантов школьных проектов различного характера (исследовательские, информационно-просветительские, творческие и др.), но путем рейтинга были выбраны и содержательно наполнены 8 практически направленных проектов: «Нет пожарам», «Чистый родник», «Оценка экологического состояния кедрово-широколиственных лесов окрестностей с. Чугуевка», «Снижение уровня браконьерства в Чугуевском районе», проект по созданию краткого электронного справочника «Краснокнижные виды Чугуевского района», проект «Зеленый рай» по озеленению пришкольной территории, «Лесной этикет», «Чистое село». Педагоги выразили желание вовлечь школьников района к доработке и реализации проектных идей в течение ближайшего времени, чтобы уже в сентябре этого года поделиться достигнутыми результатами в ПК ИРО на Фестивале детских исследовательских проектов и конференции для учителей-предметников «Естественно-научное и математическое образование в условиях освоения ФГОС: опыт, проблемы, стратегии».

В качестве наиболее значимых результатов семинара педагоги называют:

  • освоение актуальной и практико-ориентированной информации в области организации природоохранной, исследовательской и проектной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС;
  • знакомство с проблемами сохранения биоразнообразия Дальнего Востока и Приморского края и значением природоохранной миссии WWF и других общественных организаций;
  • освоение новых форм и приемов мотивации и рефлексии, технологий командообразования и игровой деятельности.

Уже в конце лета педагоги вновь соберутся на втором семинаре Экологической школы, чтобы познакомиться с разнообразными методами оценки природных сообществ в полевых условиях. Организаторы и участники семинара убеждены, что исследовательская и проектная деятельность – один из важнейших механизмов формирования у современных школьников чувства ответственности и заботы об окружающей среде.

Материал подготовили: организаторы семинара – Титова С.И., координатор по особо-охраняемым территориям WWF,
Меделян Е.В., заведующая кафедрой Естественно-математического образования ПК ИРО.
Фото Титовой С.И.

Анонсы