Версия сайта для слабовидящих

Приморский краевой институт развития образования

Тел. 8(423)241-43-77 (Приемная)
Тел. 8(423)261-15-39 (Учебный отдел)

Семинар, направленный на организацию исследовательской и проектной деятельности в школе

5 марта 2013 г. более 50 педагогов Приморского края собрались на семинаре, организованном сотрудниками кафедры Естественно-математического образования ПК ИРО, чтобы ознакомиться с методологическими, психолого-педагогическими, частно-методическими ресурсами организации исследовательской и проектной деятельности в школе. Семинар был направлен на решение сразу нескольких задач:

  • инициация педагогического движения в области формирования исследовательской и проектной компетентностей у школьников;
  • обсуждение идеи запуска краевого исследовательского проекта «Школьники Приморья с заботой об окружающей среде»;
  • оказание организационно-методической поддержки педагогам в подготовке к научно-практической конференции «Естественно-научное и математическое образование в условиях освоения ФГОС: опыт, проблемы, стратегии» 24-25 сентября 2013 г.

Слушателям была представлена насыщенная программа:
Петрунько Александр Викторович, к.п.н., проректор ПК ИРО раскрыл методологические особенности исследовательской и проектной деятельности в образовательной среде; Орешко Анатолий Петрович к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН познакомил учителей с возможностями интернет-ресурсов в организации исследовательской деятельности; координатор по ООПТ Всемирного Фонда дикой природы (WWF). Титова Светлана Ивановна осветила наиболее проблемные вопросы экологического состояния природы нашего края.

Главный консультант Департамента природных ресурсов Приморского края Тарасенко Юрий Геннадьевич обозначил перспективы участия школ Приморского края в Международном детском проекте «Исследование морского мусора». Свириденко Елена Ивановна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ПК ИРО актуализировала задачи педагогов в области успешной мотивации школьников.

Перед слушателями семинара выступил Заслуженный эколог РФ, известный в крае журналист, руководитель НКО «БРОК» Анатолий Викторович Лебедев, раскрыв маленькие хитрости подготовки статьи к публикации. Координатор Международного проекта по энергосбережению ШПИРЭ Чан Галина Михайловна предложила разные варианты участия приморских школ в программе по энергосбережению.

Сотрудники кафедры ЕМО Баранов Вадим Иванович, к.б.н., и Белоусова Наталья Михайловна, к.б.н., познакомили слушателей с частными методами исследования окружающей среды: геоботаническими, физико-химическими. Шабалин Сергей Александрович, к.б.н., доцент кафедры, раскрыл особенности математических методов анализа сходства природных сообществ.
На завершающем этапе семинара педагоги в составе малых групп обсудили тематику, выбор объекта для исследований и проектов школьников, приемы привлечения молодежи к решению экологических проблем в местном сообществе.

Каждый участник семинара получил пакет раздаточного материала: уникальное пособие по энергосбережению и экологический календарь (автор-составитель Чан Г.М.), журнал «Экология и бизнес», природоохранные материалы WWF, а также программу семинара с практическими рекомендациями.

Как показал анализ рефлексивной карты участников семинара, предложенная тематика востребована, высоко оценивается педагогами, у многих есть желание применить полученную информацию на практике. Вместе с тем, учителя правильно поднимают вопросы материально-технического оснащения школ для проведения исследований в современной школе.

Исследовательская и проектная деятельность в школе может быть организована как на монопредметной основе, так и путем межпредметной интеграции. 2013 год – год охраны окружающей среды (Указ Президента РФ № 1157 от 10 августа 2012 года «О проведении в Российской Федерации года охраны окружающей среды). Термин «окружающая среда» введен для обозначения области жизнедеятельности человека и организации ее социальных форм. Важнейшая потребность и задача человека – жить в экологически благоприятной среде, сохраняя и поддерживая ее качество. Стандарты нового поколения, ряд документов Министерства образования РФ рекомендуют выстраивать процессы экологического воспитания личности в общенациональном масштабе через региональный и школьный компонент. Задача каждого учителя – побуждать школьников к формированию ценностного отношения к окружающей среде и посильной заботе о ее благосостоянии. Исследовательская и проектная деятельность являются важнейшими инструментами воспитания экологической культуры у современных школьников.

Отзывы участников семинара

  • Для того, чтобы ученики могли принимать неординарные решения, умели выражать себя и свое видение мира, их необходимо вовлекать в исследовательскую и проектную деятельность
  • Хочется быстрее применить частные методики исследования окружающей среды на практике!
  • Надо больше уделять внимания мотивации школьников!
  • Мотивация – это очень важно! Но самое сложное – мотивация в среднем звене. Над этим надо серьезно подумать!
  • Есть область, в которой я могу поработать, могу поучиться и могу что-то сделать!
  • Наиболее ценным для меня было понять, как много я значу!

Материал подготовили: В.В. Муруева, преподаватель географии кафедры ЕМО ПК ИРО,
Е.В. Меделян, заведующая кафедрой ЕМО.
Фото В.В. Муруевой. 13 марта 2013 г.

Анонсы