Версия сайта для слабовидящих

Приморский краевой институт развития образования

Тел. 8(423)241-43-77 (Приемная)
Тел. 8(423)261-15-39 (Учебный отдел)

Музей истории народного образования Приморского края

Сотрудники музея
История музея

2004 год был для музея юбилейным, ему исполнилось 20 лет. Двадцать лет напряженной поисковой, научно-исследовательской, учебно-методической, пропагандистской и воспитательной работы.
Идея создания музея возникла после проведения в 1978 году Всесоюзного съезда учителей, на котором было принято решение об открытии Всесоюзного музея истории народного образования.


В 1980 году Приморским краевым отделом народного образования был издан приказ «О создании при институте усовершенствования учителей музея по истории народного образования Приморского края» и начат сбор материалов для будущего музея. Руководил этой работой организационный комитет во главе с заведующим крайоно В.С. Халимовым. В соответствии с приказом по всему краю были созданы районные и городские оргкомитеты, которые развернули работу по поиску и выявлению материалов.

Одним из наиболее активных был Владивостокский оргкомитет во главе с М.И.Зелинской и А.Н. Богомазовой. В течение двух лет им было собрано 2 950 единиц различных исторических источников, составивших основу музейного собрания. Огромную работу по организации музей и сбору материалов проделала З.С.Силина, ставшая его первым руководителем.

В результате проделанной поисковой работы к моменту открытия музея его фонды насчитывали 6 500 единиц хранения, большую часть которых составляли подлинные предметы. На основе собранного материала была создана и музейная экспозиция, раскрывающая историю становления и развития приморской школы.
26 июня 1984 года приказом Приморского крайисполкома на базе института совершенствования учителей был открыт музей истории народного образования Приморского края. Благодаря неутомимой деятельности создателей музея, он становится одновременно и культурным, и образовательным учреждением. Впервые, посредством музея, учителя, студенты, учащиеся училищ и школ, общественность края могли наглядно познакомиться с историей развития просвещения, учебных заведений, биографиями учителей, которые создавали систему народного образования в Приморье.

Первые руководители музея

Силина Зоя Семеновна

Заслуженный учитель РСФСР, ветеран просвещения, создатель и первая заведующая музеем с 1984 по 1987 годы. Она разыскала в Москве, Ленинграде, Подольске, Рязани и других городах страны ветеранов просвещения края, участников гражданской войны, учителей, работавших в крае в 20-30-е годы. Зоя Семеновна проделала огромную работу по систематизации и описанию фондов музея, организации его деятельности по разным направлениям.


Березкина Нина Ивановна
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, отличник народного просвещения. Руководила музеем с 1987 по 1999 годы. Она продолжила работу по сбору материалов, отражающих историю народного образования. Нина Ивановна – автор ряда книг по истории становления и развития просвещения и образования на Дальнем Востоке, о приморских учителях – участниках Великой Отечественной войны. В их основу были положены материалы фондов музея и архивов Дальнего Востока и Приморского края.


«Страницы этой книги писались в разное время на всем протяжении работы в приморском просвещении.
В преддверии XXI века подумалось, что пришло время обобщить сделанное предшествующими поколениями, свято несшими свой крест просветителя, оставить факты, цифры, воспоминания о тех делах и людях, которые способствовали развитию края. Убеждена, что знание прошлого – фундамент для развития современной педагогической мысли. Любое новое, если оно созидательно, возникает на основе опыта поколений, тщательного его изучения и осознания.
…Как неисправимый оптимист разделяю убежденность Р.Рождественского, властителя умов молодежи 2-ой половины

XX века: Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, –
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя.

Н.И.Березкина

В настоящее время музей насчитывает более 10 000 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фондов. Значительную часть музейного собрания составляют персональные фонды, которые содержат документы официального и личного характера, научные труды, литературные произведения и публицистику, редкие книги, частную переписку и значительное количество фотографий.
Практически каждый фонд – это целая жизнь, учительская судьба, по вехам которой можно проследить и историю отдельного учебного заведения, и историю просвещения в крае.
Большинство посетителей музея составляют работники системы образования края, студенты педагогических учебных заведений, учащиеся общеобразовательных школ.


Анонсы